Страничка музыкального руководителя
10 советов музыкального руководителя родителям.
04.09.202410 советов музыкального руководителя родителям на начало 2024-2025 учебного года:
- Пусть в вашем доме царит дух любви и уважение к музыке
- Постигайте музыку вместе с ребёнком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на нет все попытки, приобщить к ней ребенка.
- Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
- Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
- Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.
- Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связанно с его правильным воспитанием.
- Раннее проявление музыкальных способностей, говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка, как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллектуальных, творческих музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
- Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
- Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
- Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
С уважением, музыкальный руководител Шутова Елена Анатольевна
Консультация для воспитателей "«Роль воспитателя на музыкальном занятии и при подготовке и проведении праздников и развлечений»
14.03.2024Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизни детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки.
Воспитатель обязан:
- развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях);
-содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма детей, в процессе проведения музыкально - дидактических игр;
- углублять музыкальные впечатления детей путем слушания музыки в группе;
- знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы;
- быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам.
Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1.Воспитатель сидит с безучастным видом
2.Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4.Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2.От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
3.От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
- поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- при обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
- направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
- умеет играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
- повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
- повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету или диск.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться после них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкально-художественная деятельность становится любимым занятием. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, развитию представлений об окружающем мире, речевому развитию. Игра,безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.
Роль воспитателя, как ведущего на праздниках и развлечениях
Воспитатель - ведущий руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От воспитателя в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Основная задача воспитателя – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Воспитатель должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
Перед утренником воспитатель должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике воспитатель должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь воспитателя уместная шутка, вопрос к детям, или гостям.
Например: «Вы не видели, как наши малыши пляшут с платочками?»
На утреннике необходимо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает, какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.
Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).Необходимо научиться организованно заканчивать праздник!
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей.
Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.
Одаренный ребенок
14.02.2024Если внимательно посмотреть, на многих гениев, можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющие предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной деятельностью. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и определить, насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, что ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д. Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно-развивающей среды, накопления опыта художественно – творческой деятельности в различных ее видах.
Второе условие - это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно представлена Е.Е.Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника». Е.Е.Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получили свои звания и правительственные награды за свое… воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками!» Ссылаясь на известного психолога В.В.Давыдова, автор книги показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей… Это же качество - видеть целое раньше частей - лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их».
Следующий совет - широко использовать различные виды театрализованных игр, поскольку театрализация – один из самых универсальных, доступных и любимых видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции ребенка.Хорошо бы пойти с детьми в настоящий театр и посмотреть какой-нибудь интересный спектакль. Затем - обсудить, обменяться впечатлениями. Очень важно мотивировать детей на любую деятельность, преподнести таким образом, чтобы дети почувствовали свою заинтересованность в нем.
В нашем городе есть школа искусств. Предложите своему ребенку экскурсию. Познакомьте его с музыкальными инструментами и покажите картины, которые нарисовали дети. А, вернувшись, домой, предложите сделать своими руками из ненужных бутылочек или киндер-сюрпризов шумовые инструменты. Вместе с ребенком поиграйте простые песенки - прибаутки и вы увидите - насколько музыкален ваш ребенок. Дайте в руки краски и нарисуйте впечатления об экскурсии.Процесс «превращения детей в Волшебников» очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. Детям важно внушить, что овладение «волшебной палочкой» творческим воображением накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки!
Итак, самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. Воспитание добрых и умных Волшебников – наша с вами задача.
Ритмопластика - как средство оздоровления детей.
17.01.2024Семья и детский сад находятся в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей, как две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка. В российской педагогике «ритмика» - это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении.
Ритмика - это аэробика, современные, народные и бальные танцы и вечное стремление к движению. Цель ритмики в работе с дошкольниками состоит в формировании и развитии у детей способности к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки через отражение их в пластике движений. К наиболее актуальным проблемам детского здоровья относится: гиподинамия.
Движения необходимы ребёнку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.к. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. А потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Не секрет, что дома и в детском саду дети большую часть времени проводят за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Ведь здоровье человека предполагает не только отсутствие у него заболеваний, но нравственное, духовное благополучие в семье и детском коллективе.
Идея синтеза музыки и движения и её роль в оздоровлении детей была изучена многими, но основоположником системы музыкально – ритмического воспитания детей стал швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроз (1865-1950гг.), известная под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, а, прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкальных и физических способностей, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. И мы, современные педагоги, призваны решать ведущую педагогическую идею современного оздоровления дошкольников. Она заключается в создании условий для развития духовно богатой и физически развитой личности ребёнка, его творческой самореализации в непрерывном единстве речи, пения, игры и движения под музыку, как универсального средства. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают не только разнообразными двигательными навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут детям в дальнейшем успешно осваивать все виды учебной, художественной и спортивной деятельности.
Ритмика в силу своих особенностей выступает в музыкально-двигательном воспитании дошкольников в качестве содержательной основы обучения, на ранней ступени помогающей укрепить здоровье детей, «настроить инструмент» (тело) и мысли на здоровый образ жизни. Именно занятия ритмикой помогают творчески реализовать потребность детей в двигательной активности. Бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка.
Необходимо иное понимание звучания музыки – расширение ее границ до любования звуками окружающего мира, наполнение методики «музыкой» ритма, музыкой слов и фонем, «музыкой» жеста и движения, «музыкой» явлений природы. Чтобы обучить детей красоте движений, научить преодолевать трудности, физическую нагрузку в исполнении упражнений, танцев, игр, композиций, необходима система в работе. Красота движений появляется не сразу и этому должна предшествовать огромная работа по вариативному обучению детей ритмике, нацеленная на общее гармоничное их развитие. Но главное внимание педагогов и родителей должно быть нацелено на оздоровление и приобщение к движениям под музыку всех детей. Не только способным и одаренным в музыкальном и двигательном отношении, но и неловким, заторможенным детям надо помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность.
Многочисленные исследования доказывают, что занятия ритмикой для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (из исследования И. М. Сеченова, И. В. Бехтерева).
Очень большое значение имеет ритмика для детей с нарушениями речи, оказывая на них коррекционное воздействие. «Движение – это тоже речь, выражающая суть ребёнка» (Л. Генералова). В то же время ребенку легче выразить свое понимание музыки не словом, а мимикой, жестом, движением. Даже, если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует, значит у него развиваются умственные и физические способности.
Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому все её виды благотворно сказываются на его состоянии, воспитании, здоровье. Дети способны усвоить невероятно много, активно и благодарно откликаться на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга. И нам, взрослым, необходимо быть всегда приветливыми, спокойными и уважительно относиться к каждому ребенку, давая ему почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. Надо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры, излишней дидактики, а самое главное доставляли детям радость и вызывали желание «творить». От нас с вами сегодня зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет крепкое здоровье и стремление к здоровому образу жизни, а также богатство души, полученное от общения с высоким искусством.
Как организовать в семье праздник новогодней ёлки? Советы для родителей
01.12.2023Что значит подготовиться? Подготовку к Новому году нужно начать с создания праздничного настроения, ожидания этого самого праздника. Как же создать это настроение и ожидание чего-то волшебного? Готовясь к Новому Году, родители должны привлечь детей: вместе решить, кого позвать из друзей, как украсить ёлку, какие придумать развлечения и т.д. Детям заранее стоит рассказать о ёлке, о том, что это вечнозеленое дерево, показать его на картине, фотографии.
Готовясь к празднику, малышам следует дать рассмотреть елочные игрушки, можно вырезать вместе с ребенком снежинки, фонарики, вместе повесить гирлянды, лампочки. Очень важно продумать, где будет стоять елка. Как она будет выглядеть? Как ее преподать малышу? Есть несколько вариантов для этого. Елку очень хорошо нарядить вместе с малышом новыми игрушками (желательно, небьющимися). Радость от этого безграничная! Если ребенок совсем маленький, то украсить ёлку можно, когда он уснет. Наутро для малыша ёлка станет сюрпризом. А есть и иной способ организовать появление елки в доме. До дневного сна читаете открытку, которую якобы прислал Дед Мороз, что скоро (не обязательно сегодня) он принесет елку. Условие - наряженная комната. Вы, вместе с ребенком, украшаете комнату, в которой будет стоять елка. Во время дневного сна наряжаете елку. Вы не представляете, какой восторг будет у ребенка, когда он проснется, от того, что Дед Мороз принес долгожданную елку!
О подарках тоже стоит позаботиться заранее. Нужно сочинить письмо вместе с ребенком для Деда Мороза. Из него вы узнаете, что хочет получить ваш ребенок от Деда Мороза в подарок. Заранее предупредите своего ребенка о том, что Дед Мороз не всегда приносит то, что он заказывал, чтобы у малыша не было разочарования, если вы не сможете это реализовать. Помните, что ребенок должен получить подарок не только от Деда Мороза, но и от вас, родителей. Ваше родительское чутье должно подсказать вам выход из такой ситуации. Оформить вручение подарка можно сказочно. Например, папа с дочкой лепят башмачки из пластилина и ставят под ёлку, а наутро ребенок находит там настоящие туфли. Можно сделать бумажного петушка и поставить его на окошко. Ребенку объяснить, что Петушок будет смотреть, не пройдет ли мимо Дед Мороз. Он увидит его и громко позовет. Дед Мороз обязательно зайдет, полюбуется на елку, на самодельные игрушки, проверит, умеет ли ребенок аккуратно складывать одежду, убирать свои вещи и оставит подарок. Утром малышу будет приятно найти под елкой подарок и письмо от Деда Мороза. В письме могут быть стихи для разучивания, загадка или пожелание.
Ну вот, елка есть, квартира или дом готовы к приходу Нового года. Что же дальше? А дальше - самое время продумать, какой, собственно, будет праздник у вас в семье?
А с чего начинается любой праздник? Со сценария. Кто-то из вас уже задумывался, каким будет праздник в вашей семье? Когда мы придумываем сценарий для праздника в детском саду, то всегда исходим из условий, в которых будет проходить этот праздник, из индивидуальных особенностей детей конкретной группы. Все это и вы должны учесть при подготовке домашнего праздника.
Как вы думаете, а что должно входить в детский праздник?
- Сюжет;
- Игры подвижные, музыкальные, малоподвижные;
- Сюрпризные моменты.
Возможно, ваш праздник будет завязан на какой-то сказке, или истории мультфильма или книги. А, возможно, ваш праздник будет начинаться с того, что в доме погаснет свет, а когда зажжется, в комнате появится воздушный шарик с письмом от какого-то персонажа (Снегурочки, Снеговика, Зайчика и т.д.) с различными заданиями. Придумать можно все, что угодно. Только немного фантазии! А, может, ваш праздник будет завязан на поиске сундука с подарками для всей семьи, который спрятали злые лесные (или сказочные персонажи). В общем, идей для новогоднего праздника в доме очень много. Праздник должен быть наполнен какими-то действиями: играми, конкурсами. Например:
- Нарисуй нос Снеговику. На двух листах нарисуйте Снеговиков. Завяжите участникам глаза и предложите фломастером дорисовать им носы.
- Веселые старты. Дети обожают подвижные конкурсы. Устройте эстафету. В чем соревноваться? Да в чем угодно!
- Кто быстрее наденет валенки;
- Кто проскачет вдоль комнаты или вокруг елки в мешке (в пакете из-под мусора);
- Без помощи рук перенести воздушный шарик, мандарины и т.д. (переносить из одного места в другое можно все, что угодно);
- Кто соберет как можно больше фруктов, разложенных по полу комнаты с завязанными глазами;
- Кто дольше продержит снежинку (кусочек ватки) в воздухе, дуя на нее;
- Конкурсы со злым персонажем: он придумывает злые слова, а вы с ребенком - добрые;
- Пройти через сугробы. Разбросайте столовые белые салфетки -снег. Чем больше, тем лучше. Нужно «разгрести» - собрать сугробы, чтобы пройти к кому-то (персонажу).
Обычно все детки готовят к празднику стихотворение, песенку. Но ведь не очень интересно встать около елки и прочитать дежурное стихотворение. Сначала можно поиграть в игру «Снежный ком». В чем она заключается: Все встают в круг и передают «снежный ком» - мяч, сделанный из ваты или какого-то другого подходящего материала, и говорят:
Снежный ком мы все катаем,
До пяти мы все считаем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Тебе песню исполнять!
( А тебе, дружок, плясать. А тебе стихи читать…)
Дошли по следам к какому-то персонажу, а там – конкурс «Снежинка». Натянута веревочка, на ней - снежинки. Нужно высоко подпрыгивать и срывать снежинки с ниточки. А на каждой снежинке - задание: ответить на вопрос новогодней викторины, рассказать стишок, помяукать, спеть, станцевать танец снежинок, изобразить кого-то и т.д.
В общем, конкурсов можно придумать очень много. К тому же, ни один самый хорошо придуманный праздник не обойдется без музыки. Ну, а если конкурсы закончились, а у вашего ребенка все еще есть силы для игр, тогда идите скорее на улицу, к большой елке, на горку, кататься на санках, запустите безопасные фейерверки.
После такого насыщенного вечера ваши дети уснут крепким сном, а самое главное - у них останутся приятные воспоминания о сказочном Новогоднем празднике, который они провели вместе! Вместе со своими любимыми родителями.
Интересно подготовленный праздник в кругу семьи не только принесет радость, но и поможет лучше понять ребенка, его интересы. Яркие воспоминания от праздника запоминаются навсегда. Старайтесь создать атмосферу необычного праздника.
Много интересного могут придумать взрослые к новогоднему празднику, надо только захотеть и отнестись ко всему ответственно.
Музыкально-дидактические игры для родителей с детьми 2-3-х летнего возраста.
31.10.2023Первоначальное обучение должно носить характер игры.Дидактические игры являются своеобразным усилителем желания слушать, петь, двигаться, играть.
Предлагаем ряд музыкально-дидактических игр для родителей с детьми 2-х -3-х летнего возраста, которые можно использовать дома.
- «Узнай по голосу»
Игра способствует музыкально-сенсорному развитию. Закрепляется умение различать звуки по тембру.
Используется набор различных игрушек – животных.
Предлагается ребенку узнать, кто кричит, используя звукоподражание с голоса.
Узнавая голос взрослого, ребенок называет и показывает соответствующую игрушку и повторяет звукоподражание («тяв-тяв», «га-га»,»мяу-мяу» и т.д.)
- «Найди маму»
Игра способствует развитию у детей звуковысотного слуха.
Используются игрушки большого и маленького размера: кошка, собака, уточка, медведь и т.д.
Показ игрушек различного размера сопровождается звукоподражанием на высоком или низком звуке (можно добавить средний звук)
- «Отгадай погремушку»
Игра способствует развитию у детей темброго восприятия.
Используется набор из 2-х -3-х погремушек разного звучания и оформления (баночки с различными наполнителями: греча, манка, горох, камешки и т.д.)
- «Учитесь танцевать»
Игра способствует развитию у детей чувства ритма.
Используются большая и маленькая матрешки.
Взрослый предлагает послушать и повторить ритмический рисунок. Большая матрешка пляшет, маленькая – повторяет.
- «Грустно-весело»
Игра способствует развитию у детей ладотонального слуха.
Используются квадратики или кружочки из цветной бумаги красного и синего цвета.
Дети слушают музыку грустного и веселого характера и выбирают соответственно синюю или красную карточку.
Консультация для родителей «Зачем ребенку музыка»
14.09.2023Музыка оказывает положительное влияние на развитие ребенка во всех сферах :
* Интеллектуальное развитие: занятия музыкой способствуют гармоничному развитию обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
* Речевое развитие: музыка развивает слух, артикуляцию и координацию движений, что положительно сказывается на речевом развитии ребенка.
* Эмоциональное развитие: музыка помогает ребенку выразить свои эмоции, снять стресс и повысить самооценку.
* Социальное развитие: занятия музыкой способствуют развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и взаимодействовать с другими людьми.
Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?
В раннем возрасте мозг ребенка особенно пластичен и восприимчив к новым знаниям и впечатлениям. Занятия музыкой в этот период позволяют в полной мере раскрыть потенциал ребенка и заложить прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?
Занятия музыкой дают дошкольникам множество преимуществ, среди которых:
* Развитие творческих способностей: музыка помогает ребенку выразить себя и свои эмоции, развить воображение и фантазию.
* Улучшение памяти: занятия музыкой способствуют развитию памяти, в том числе слуховой, зрительной и тактильной.
* Повышение концентрации внимания: музыка помогает ребенку научиться концентрироваться на одном деле и не отвлекаться.
* Снятие стресса: занятия музыкой способствуют расслаблению и снятию напряжения.
* Улучшение координации движений: занятия музыкой помогают развить координацию движений, что важно для общего физического развития ребенка.
Слушаем музыку вместе с мамой и папой. «Детский альбом» П. И. Чайковского
07.05.20237 мая 1840 года- дня рождения композитора Петра Ильича Чайковского.
За свою жизнь великий русский композитор написал десятки музыкальных произведений – опер и балетов, симфоний и концертов, романсов для голоса и пьес для самых разных инструментов. Есть среди его сочинений те, что были написаны специально для детей. Об одном из «детских» произведений Чайковского мы сегодня и поговорим. Это сборник из 24 пьес под названием «Детский альбом». Когда «Детский альбом» был написан и издан, Петр Ильич писал в одном из писем:»Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». «Детский альбом» Чайковского можно сравнить с увлекательной детской книжкой : есть здесь и музыкальные рассказы, то грустные, то забавные, и путешествия, и сказки…. Не пора ли и нам пролистать страницы этой музыкальной книги?
«Песня жаворонка» №22.
Какую певчую птицу можно услышать ранним весенним утром? Вы все, конечно, знаете соловья. Но соловей обычно поет вечером и ночью. Рано утром подает голос другой
пернатый певец – жаворонок. Как же он выглядит? Вообще-то он двоюродный
брат воробья и немного на него похож; только жаворонок чуть крупнее, чем воробей. Так же, как и воробьи, жаворонки любят купаться в пыли или в песке, чтобы почистить свои перышки. В мире существует 70 видов разных жаворонков. Они живут и в Австралии, и в Африке, и в Америке, а в нашей стране можно встретить целых 14 видов этих птиц. Спинка у жаворонков серая или коричневая с желтым, животик белый; в хвосте тоже попадаются белые перья. Головку венчает маленький хохолок, а над темными глазами
красуются светлые брови. Грудка у жаворонка широкая, с пестрыми коричневыми перьями; держится он всегда прямо, гордо выпятив грудь – точь-в-точь артист, который выходит на сцену, чтобы выступить перед публикой.
Селятся жаворонки на полях и лугах, иногда в горах и даже в тундре, где суровая зима длится больше полугода, а лето совсем короткое. Зато в лесу жаворонка нипочем не встретишь. Дело в том, что жаворонок гораздо чаще бегает, чем летает, поэтому любит открытые места, где нет деревьев. Лапки у него сильные, бегает он проворно и ловко, но на ветки почти никогда не садится: его задние пальцы с длинными прямыми коготками не могут как следует обхватить ветку. К тому же на земле жаворонок кормится маленькими жучками, куколками бабочек и семенами разных трав, а когда на полях созревает урожай, он не прочь полакомится пшеницей и овсом, Вместе с семенами жаворонки глотают – что бы вы думали? – мелкие камешки! Они помогают птичкам переварить пищу.
Земля не только кормит жаворонка, но и прячет его от врагов. Неяркая окраска перьев, под цвет бурой земли или пожухлой листвы, помогает ему быть незаметным. Стоит жаворонку замереть – и он превращается в невидимку, сколько ни смотри – увидишь только землю, прошлогоднюю траву или опавшие листья. Но вот враг – хищная птица или зверь – отвернулся, отошел или улетел, и жаворонок снова мчится по своим делам, то поднимая, то опуская хохолок на голове.
Вот почему жаворонка так редко удается увидеть. А уж разыскать его гнездо того труднее. Бывает, жаворонки хитро прячут его под кочкой, в канавке, под пучком травы; чаще всего они строят гнезда на полях, засеянных пшеницей, рожью или овсом. Птенцы появляются на свет совсем беспомощными, зато растут необыкновенно быстро и через 10 дней уже выбегают из гнезда. И так умело прячутся в траве, что обнаружить их никому не удастся!
Конечно, жаворонки не только бегают по земле: они стремительно летают , и лететь могут долго не уставая. Но на них охотятся хищные птицы, например, соколы; а в воздухе жаворонку негде спрятаться – не то, что на земле. Но все-таки весной жаворонок каждый день поднимается высоко в небо. Знаете, для чего? Чтобы петь!
Чайковский очень похоже изобразил удивительное пение жаворонка. Помните, какие звонкие трели он издает? Эта небольшая птичка – один из самых талантливых певцов в природе. Жаворонок запоминает голоса других птиц и даже некоторых животных и здорово им подражает. Он включает в свое пение то чье-то щебетанье или свист, то кваканье лягушки, то писк синицы. Каждый жаворонок поет свое свою собственную песню, и если слушать ее внимательно, можно догадаться, с какими птицами и животными ему довелось встречаться. В мае его чудесная песня звучит почти круглые сутки. Поднимаясь ввысь с первым лучом восходящего солнца, жаворонок превращается в почти невидимую точку. Трепеща крылышками, он зависает на одном месте и начинает распевать так громко и заливисто, что его трели разносятся на много километров. А если ввысь взмыли сразу несколько жаворонков, то кажется, что поет само небо!
Друзья, а знает ли кто-нибудь из вас стихотворение про жаворонка, которое написал Василий Андреевич Жуковский? В нем есть такие слова:
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!»
В мае, когда весна окончательно вступает в свои права, жаворонок распевает с самого утра до позднего вечера.
Если вам понравилось, то можно продолжить знакомство с классической музыкой в нашей "Музыкальной гостиной"
Ритмопластика. Как мы играем
05.04.2023Ритмопластика вбирает в себя множество средств для всестороннего развития дошколят: это и пластика, и развитие музыкальных способностей, чувство ритма, и физическое развитие (крупная и мелкая моторика, и эстетическое представление через движение,и расширение кругозора) При этом в яркой образной форме обучение по программе должно способствовать разрешению проблем физического (владение своим телом, эмоционального (сопереживание музыке, выразительность движений и мимики, социального (развитие навыков общения и работы в коллективе) развития, а также всеобщему оздоровлению организма.
На своих занятиях я использую следующие игры :
1. Приветствие (песенки и стихи для налаживания контакта («Ладошка», «Здравствуйте, ладошки»)
2. Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки в такт музыке, ходьба, сидя на стуле. Акцентированная ходьба. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука “громко – тихо”. Выполнение упражнений под музыку.
3. Танцевально-ритмическая гимнастика. Специальные композиции и комплексы упражнений : «Да-да-да!», «Поезд», «На крутом берегу», «Большой олень», «Хоровод».
4. Образные танцы. Танцы с использованием положений рук, характерных для образов животных, изображение различных игрушек: “Плюшевый медвежонок”, “Лошадки”, “Белочка” и т.д
5. Ритмические танцы. “Мы пойдем сначала вправо”, “Танец сидя”, “Если весело живется”, Чебурашка”, “Лавота”.
6. Пальчиковая гимнастика. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры – потешки со стихами. Выполнение фигурок из пальцев.
7. Музыкально-подвижные игры. Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений : “Отгадай, чей голосок”, “Найди своё место”, “Попрыгунчики – воробышки”, “Цапля и лягушки”, “Мы – веселые ребята”.
8. Упражнения на развитие умений выражать эмоции в мимике и пантомимике (радость, грусть, страх и т. п., изображение животных, пластики людей (бабушка, солдат, кукла и т. п.)
Поступаем в «музыкалку». Правила успеха.
22.03.2023Не стремитесь поступить в школу как можно раньше. Программа рассчитана на детей школьного возраста, и, как бы ни был развит и талантлив ваш малыш, он всегда будет отставать от более старших одноклассников, переутомляться, и в конечном счете учиться хуже, чем мог бы. Пяти - шестилетних детей принимают в подготовительный класс, и это - самое подходящее время для начала систематических занятий музыкой. Правда, при многих школах есть платные дошкольные отделения, где с самыми маленькими занимаются пением, ритмикой, игрой на шумовых инструментах.
Незачем пытаться обязательно попасть в класс фортепьяно, есть масса инструментов, на которых ничуть не менее интересно играть: и скрипка, и виолончель, и баян, и гитара. Если во время прослушивания вам посоветуют, на каком инструменте лучше играть малышу, прислушайтесь к этим рекомендациям. Как правило, учитываются и музыкальные данные, и анатомические особенности ребенка. Тому, у кого крупные руки, предложат играть на виолончели, а крошке - на флейте-пикколо. Если у ребенка абсолютный слух, он может играть на скрипке.
Очень серьезно подойдите к выбору педагога. С этим человеком вашему ребенку предстоит общаться один на один несколько лет. Если педагог повышает на малыша голос или абсолютно к нему равнодушен, если вы чувствуете, что ребенок не справляется с требованиями учителя или явно скучает на его уроках и способен на большее, вообще, если вас что-то не устраивает, не стесняйтесь обратиться к администрации школы с просьбой поменять педагога.
Перед тем как поступить в музыкальную школу, проконсультируйтесь с врачом. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания: на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке - при сколиозе и сильном плоскостопии. И проверьте зрение малыша: даже при незначительном дефекте у крохи от чтения нот будут уставать глаза. Могут начаться головные боли. Занятия музыкой не должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям спортом и полноценному общению со сверстниками.
Не сравнивайте успехи малыша с достижениями других детей . Не требуйте от крохи большего, чем он может. Но и не делайте далеко идущих выводов из его побед: "пятерка" на экзамене во втором классе еще не повод делать из ребенка профессионального музыканта.
Как бы ни было трудно, постарайтесь не раздражаться, занимаясь с малышом дома. Занятия теряют всякий смысл, если ежедневно сопровождаются слезами и наказаниями. Во всяком случае еще никого не удалось заставить любить музыку таким способом. Когда потребуются регулярные тренировки дома, заранее оговорите с ребенком, в какие часы и как долго он будет заниматься. Минут за десять-пятнадцать предупредите малыша, что скоро пора начинать. Даже если вы разбираетесь в музыке, постарайтесь свести контроль к необходимому минимуму. Если вас попросят о помощи - помогите, а если ребенок хочет заниматься самостоятельно, не мешайте. Возможно, так он добьется больших успехов, даже если поначалу будет двигаться вперед не так быстро, как под вашим руководством.
Если ваш малыш категорически отказался ходить в музыкальную школу или вы почувствовали, что занятия не доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не видно, не делайте из этого трагедии. Деликатно предложите крохе попробовать заняться чем-нибудь другим. Может быть, через год-два он сам вернется к занятиям. Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент, не беда. Зато он навсегда запомнит, что вы поняли его и с уважением отнеслись к его решению. Любить и понимать музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле.
Мы танцуем и поём - вместе весело живём!
08.02.2023Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…
Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.
Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.
Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.
С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.
Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.
С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер. Это даст возможность малышу самому слушать музыку.
Нужно записывать на кассеты, диски разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.
Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:
v Наглядно-слуховой метод — основной.
Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
vНаглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.
vСловесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.
vПрактический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.
6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.
Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Ритмопластика для дошкольников
12.01.2023Ритмопластика – это оздоровительный вид гимнастики, в ходе которой задействуются различные группы мышц, развивается чувство ритма, тренируется память и внимательность. Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии. Программа по ритмопластике в детском саду подразумевает всё те же физические нагрузки под музыку, но в небольших группах. Именно такие занятия помогают ребенку раскрепоститься, в том числе и психологически.
Ранее ритмической пластикой можно было заниматься лишь в специализированных клубах. Сейчас занятия стали более доступными. Теперь достаточно часто преподается ритмопластика в детском саду. Описание остается всё тем же, как, впрочем, и сам комплекс занятий по развитию ребенка.
Каким детям подойдет ритмопластика
Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений. Деткам, у которых есть некоторые нарушения в опорно-двигательном аппарате, ритмопластика в детском саду поможет устранить дефекты, освоиться в новом коллективе, догнать своих сверстников в развитии. Дошколята занимаются исключительно под музыку, что положительно сказывается на восприятии детьми новой информации. Ритмопластика не имеет возрастного ограничения, однако рекомендуется данный оздоровительный комплекс детям от двух до семи лет. Так, совсем крошечным малышам (в возрасте до двух лет) будет затруднительно воспринять информацию, которую преподносит на ежедневных занятиях педагог. Также двухгодовалым ребятам будет несколько трудно повторять слова и заучивать сценки.
К семилетнему возрасту занятия по ритмопластике становятся неинтересными. В семь лет ребята отлично владеют своим телом и не имеют проблем с координацией движений.
Какие задачи выполняет ритмическая пластика
Ритмопластика поможет родителям раскрепостить своего малыша с психической стороны. Малыш начнет себя чувствовать более уверенно в любом коллективе, научится расслабляться, сможет без стеснения проявлять свои эмоции. По сути, занятия ритмической пластикой преследуют определенные цели, такие как: улучшение коммуникативных способностей (ребенок научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, сможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми); повышение физических данных (детки научатся управлять своим телом, смогут прыгать дальше и выше, будут контролировать свои движения); формирование прямой осанки (малыш научится правильно держать спину); исправление походки (дошколята исправят шаг, смогут избавиться от такой проблемы, как косолапость); повышение выносливости и силы воли (малыши научатся добиваться своих целей, упорно будут идти по намеченному пути); раскрепощение дошколят в психологическом и эмоциональном плане; развитие дыхательного аппарата.
Программа по ритмопластике в детском саду составляется профессионалами, охватывая все стороны развития малышей. Более того, занятия проходят в игровом режиме и имеют множество различных форм. Так, помимо привычной программы, также встречается нейродинамическая и театрализованная ритмопластика в детском саду.
Нейродинамическая ритмопластика
Нейродинамическая ритмическая пластика – это комплексные упражнения, которые носят исключительно творческий характер. Такая ритмопластика особенно необходима тем деткам, чья центральная нервная система поражена. Органический генез (нарушение психического развития) требует вмешательства со стороны профессионалов. Задержку речевого, двигательного и эмоционального развития необходимо корректировать.
Занятия ритмопластикой в данном случае проходят в динамичном ритме, под музыку. Упор делается на координацию речи и движений. Зачастую при нейродинамической тренировке деткам предлагается сыграть эмоциональный этюд, где требуется осмысление. Нейродинамическая ритмическая пластика включает в себя: постановку театральных сценок (по мотивам любимых произведений); составление этюдов (под руководством специалиста); работу с поэзией (эмоциональное чтение стихотворений по памяти, сопровождающееся мимикой и жестами); танцевальные постановки (индивидуальные и групповые); психологическую гимнастику (для раскрепощения дошколят); хореографию. Нейродинамическая гимнастика подразумевает совокупность всех вышеуказанных составляющих. Во время занятия ребенку необходимо следить за своими движениями, речью, эмоциями, мимикой, жестами. Также при выполнении комплекса нейродинамической пластики детям необходимо соблюдать одинаковый темп повествования, договаривать каждое слово и фразу, следить за правильностью дыхания. Ребенку предстоит научиться выстраивать логические цепочки и последовательно выполнять все этапы программы.
Театрализованная ритмопластика
Театрализованная ритмическая пластика подразумевает чтение сказок по ролям. Сказки подбираются индивидуально, основываясь на возрасте деток. Так, самая младшая группа детского сада будет заниматься чтением сказки «Колобок». После чтения сказки группе детей необходимо сыграть театрализованную постановку, где они изображают своих любимых сказочных героев.
Театральной постановкой занимается педагог, каждому ребенку отводится определенная роль. Весь спектакль проходит под музыкальное сопровождение. За счет театрализованной ритмопластики деткам удается усовершенствовать свою речь и улучшить координацию движений, а также развить фантазию. Цель театрализованной ритмопластики - освоить навыки артиста, где немаловажную роль играет мимика, жесты, речь, движения. Для усовершенствования актерских навыков может быть создан артистический кружок. Ритмопластика в детском саду в таком случае будет проходить с ещё большим удовольствием, ведь при наличии кружка вся группа детей становится единым целым. Воспитателем или приглашенным специалистом составляется план кружка. Ритмопластика детском саду будет проводиться согласно данному плану. Для театрализованной ритмопластики было создано множество упражнений, выполнение которых теперь рекомендуется в каждом детском учреждении.
Практикум для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома»
04.01.2023Цель: Познакомить родителей воспитанников с факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Повышение педагогической осведомленности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Задачи: Расширить уровень педагогических знаний родителей в областиздоровьесбережения детей дошкольного возраста;
- Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждекнии;
- Предоставить рекомендаций для формирования ЗОЖ в семейных условиях.
- Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.
Хотелось бы начать нашу встречу с вопроса: Как вы думаете, какие факторы способствуют сохранению здоровья детей? (ответы родителей)
Теперь я расскажу о мероприятиях здоровьесбережения, которые проводятся в нашем детском саду:это соблюдение режима дня, влажная уборка, полноценное питание (в третье блюдо добавляется витамин «С», проветривание, кварцевание, прогулки на свежем воздухе, босохождение в летний период, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, динамические паузы в образовательной деятельности, спортивные мероприятия, подвижные и спортивные игры, а также здоровьесберегающие технологии, которые я использую на музыкальных занятиях в ходе образовательного процесса.Сегодня мы с вами поговорим о современных здоровьесберегающих технологиях, которые применяются в детском саду и которые вы можете применять дома.
Первая технология, с которой начнём – это пальчиковая гимнастика.
Как Вы думаете для, чего же нужна пальчиковая гимнастика? И в чём необходимость проводить её дома с детьми?(ответы родителей)
Я хотела обратиться к словам Василия Александровича Сухомлинского - «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков ребёнка напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок развивается речь, так как идёт активизация речевых центров головного мозга; ребёнок учится нам подражать, вслушиваясь в нашу речь; концентрируется внимание; речь становится более чёткой, яркой, ритмичной;развивается память, фантазия, воображение; кисти, пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими. Пальчиковая гимнастика-неотъемлемая часть С детьми мы каждый день проводим пальчиковую гимнастику.
Давайте с вами проведём одну из пальчиковых гимнастик, которые уже знают наши дети: «Повстречались».
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук,
начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув
указательные пальцы и мизинцы.
Пальчиковых гимнастик в стихотворной форме на разные темы оченьмного, есть книги с пальчиковыми играми, в интернете очень много можно найти. (Раздать родителям картотеки пальчиковых игр)
Следующая здоровье сберегающая технология, с которой бы хотелось вас познакомить – это дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой .
Занятия по системе Стрельниковой превосходно помогают при заболеваниях органов дыхания, позволяют излечиться от различных сердечно - сосудистых болезней и многих других недугов.
Дыхательная гимнастика является хорошей тренировкой речевого аппарата и показана детям, страдающим речевыми нарушениями, например, заиканием. Умение правильно дышать помогает расслабить речевые центры и благоприятно сказывается на речи ребёнка.
Если систематически выполнять эту дыхательную гимнастику, то результаты не замедлят сказаться.
Имеются в этой методике и противопоказания: травмы черепа, сотрясение мозга, эпилепсия, общее угнетённое состояние, острые формы заболеваний, почечная недостаточность, близорукость, патологии в тяжёлой форме, вегето – сосудистая дистония, повышенное давление артериального, глазного и внутричерепного характера.
Кроме этого, к противопоказаниям гимнастики Стрельниковой относится совмещение с другими дыхательными методиками – йогой, оксисайз или цигун.
Осторожно нужно выполнять упражнения людям с сердечными заболеваниями (они не относятся к прямым противопоказаниям, просто требуют взвешенного подхода).
Основные правила выполнения:
- Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох – шумный, резкий и короткий (как хлопок).
- Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох – предельно активный носом, выдох – абсолютно пассивный (через рот).
- Вдох делается одновременно с движениями.
- Все вдохи-движения в гимнастике делаются в темпо ритме строевого шага.
Занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении за 20 минут до еды или через 1 час после еды.
Дети должны находиться в спокойном, расслабленном состоянии
Освоение комплекса упражнений Стрельниковой дыхательной гимнастики необходимо начинать с первых трех упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос», делать не более 4 шумных вдохов, затем пауза – отдых – 3–5 секунд, и снова 4 шумных вдоха.
Если упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой трудно выполнять или возникают мышечная боль, одышка, слабость, головокружение, то упражнения выполняются неверно. Чаще всего – это стремление вдохнуть побольше воздуха, чего не следует делать.
Давайте с вами попробуем провести дыхательную гимнастику, начнём с первого упражнения, как и рекомендуется. ( проведение с родителями упражнение «Ладошки»).
(Раздать родителям буклеты: «Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой» и памятки: «Как правильно выполнять дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой»).
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
16.12.2022Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей для сохранения, укрепления и развития здоровья.
Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;
Познакомимся поближе с технологиями сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы проводятся между занятиями со статическим компонентом (10-12 мин.). Их содержание могут составлять элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, различные виды физических упражнений, игр.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация, психогимнастика. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью можно использовать упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для работы подбирается спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится на занятиях, а также в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Семья и учреждение дошкольного образования связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Полюбите музыку!
08.11.2022Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.
В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют! Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».
Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду
19.10.2022Одним из тех факторов, которые помогут ребенку привыкнуть может стать музыка. Любой человек замечал, что та или иная мелодия оказывает влияние на его настроение, изменяя его. Для более открытых и эмоциональных детей ее действие будет сильнее.
Лучше всего для адаптации подойдет классика и детские песенки. Причем применять такое средство лучше всего различными способами.
Вряд ли ребенок полюбит классическую музыку, если его усадят на стул и буквально насильно заставят ее слушать. В таком случае он ее просто-напросто возненавидит. Идеальным вариантом станет тот случай, когда мелодии Бетховена, Баха или Чайковского будут ненавязчиво звучать «фоном» в доме.
У классической музыки есть одно очень полезное свойство – она удивительным образом помогает уравновесить душевное состояние, приобрести гармонию. А ведь именно это и требуется малышу.
Кроме того, детей в группах приучают к искусству, играя некоторые произведения, например, на пианино. Услышав знакомые «домашние» мелодии, ребенок сразу почувствует себя увереннее.
Хорошим помощником будут и детские песенки. Во-первых, они милые и веселые, легко поднимают настроение. Во-вторых, в детском саду их тоже поют, и ребенку будет приятно осознавать, что он уже знает слова. В-третьих, он может петь их со своими новыми товарищами.
Любимые мультфильмы – одна из любимых тем среди детей. Песенки из них помогут ребятишкам найти первые темы для начала общения.
Очень важно правильно подбирать музыку. К сожалению, многие мультфильмы сейчас достаточно жестоки, и лучше всего включать мелодии из проверенных временем мультфильмов вроде «Винни-Пуха», или «Летучего корабля».
Важен и подбор классики. Помните, что вы стараетесь для ребенка – «Реквием», несмотря на его гениальность, вряд ли будет тем произведением, которое поможет малышу привыкнуть к изменениям в жизни. Мелодии должны быть не очень грустными, легкими.
Музыка – это прекрасная часть искусства. Она может многое – главное знать, как сделать ее своим помощником.
Музыкальные игры дома
15.09.2022Играйте с детьми в музыкальные игры и вы увидите,какое удовольствие получает от этого ваш малыш. Так как же организовать музыкальные игры дома если вы не владеете музыкальными инструментами? Это не страшно. Компьютер и интернет могут стать помощниками родителей в организации музыкальных игр дома. Компьютер может заменить музыкальные инструменты, интернет – это источник дидактической информации и идей. Вот подборка несложных и занимательных музыкальных игр,которые помогут скрасить ваш досуг.
«Музыкальный антракт»
Организуйте оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Их можно изготовить из того, что есть дома. Положив в металлическую банку из-под чая маленькие камешки, пуговицы или стеклянные шарики, вы получите музыкальный инструмент. Металлический звук уже есть, теперь нужно поискать небольшие кусочки дерева или деревянные предметы (например, деревянную ложку, доску для сыра, деревянные формочки или прищепки для белья). Ударяя друг о друга двумя деревянными предметами, медленно или быстро, сильно или осторожно, вы извлекаете звуки, подходящие для танцевальной музыки. Включив музыку, ребенок может поддерживать ритм мелодии, играя на своих инструментах.
«Таинственные звуки»
Когда есть много свободного времени, запишите на мобильный телефон разные домашние звуки и шумы (работа стиральной машины, журчание воды, кашель папы, скрип двери, стук клавиатуры, голоса всех членов семьи и пр.).
Похожим образом можно будет развлечься всей семьей, прослушивая записанные звуки и угадывая их источники.
«Эхо»
Повторите какой-либо звук (например, слог) несколько раз. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.
или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит.
«Угадай мою песню»
Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.
Играем в дороге
Долгая и скучная дорога в машине – это «испытание» для ребенка. Конечно, малыш совершенно не намерен смирно сидеть в кресле. Вот тут-то и приходится идти на разные хитрости, чтобы не дать ребенку заскучать.
Хор в автомобиле
Поскольку вы едете в собственном авто, вы можете попеть в своё удовольствие. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни. Еще интереснее будет, если вы запишите на диктофон ваше хоровое семейное исполнение.