Страничка учителя-дефектолога
Консультация для родителей «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»
05.09.2024Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и
дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами,
необходимо развивать их с рождения.Способность человека контролировать своё поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного
результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей в
дошкольный период.
Малышу очень трудно сосредоточиться долго на чём-то одном. Его внимание
неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира.
Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны
быть яркими и интересными, все занятия проводятся в игровой занимательной
форме.Можно сшить ребёнку карнавальные костюмы и попробовать вместе сыграть
какой-нибудь спектакль. Родители, являющиеся для ребёнка непререкаемым
авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они
предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать
опрометчивых поступков, соблюдать последовательность действий. Тогда и
ребёнок, подражая родителям, с лёгкостью приобретёт эти навыки без особых
усилий со стороны мамы и папы.
Очень важно соблюдать режим дня, это дисциплинирует ребёнка, ведь он
прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить
энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что
тоже способствует самоконтролю ребёнка.
Во время игры детей с родителями необходимо стараться соблюдать
последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть
малышу. Они должны быть интересными для него,увлекая в мир игры, и тогда
ребёнок перестанет отвлекаться и полностью погрузится во взаимодействие с вами.
Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда. Похвалите
малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать
похвалу ещё раз и закончить начатое. В момент игры необходимо убрать все
возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у
ребёнка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его
внимание. Ему хочется поиграть во всё, а в результате игры не получается. Лучше
оставить несколько любимых игрушек, а когда ему надоест с ними играть,
заменить на другие игры.
Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его
увлечениях, так как интерес – главная составляющая усидчивости в нежном
возрасте.
Хороший повод дисциплинировать ребёнка – уборка после игры. Замечательно,
если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом
придётся всё переделывать, зато ребёнок сделает всё с удовольствием, получит
похвалу и приучится помогать родителям.
Для развития усидчивости и внимательности в школе используйте виды
деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание,
пазлы, настольные игры, конструкторы.
Играйте с ребёнком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда малыш легче
адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для него не поводом
для упреков, а естественным процессом.
Подготовила: учитель – дефектолог Островская А.А.
Консультация для родителей "Роль дыхательной гимнастики, как метода оздоровления дошкольников
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом - дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми, заикающимися, с ОНР, другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит».
Давайте поможем своим детям!
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений - увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Предлагаем вам самим проделать это. На первый взгляд простое упражнение (повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.
Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением.
«ЧАСИКИ»
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И. п. - стоя, ноги слегка расставить.
1 взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2 взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
«НАСОСИК»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся - выдох.
Можно выпрямляясь произносить - «с-с-с»
«ДЫХАНИЕ»
Тихо - тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
И. п. - стоя, руки опущены.
1 медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться - прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек).
2 - плавный выдох через нос.
Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле.
«КОРАБЛИК»
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
«СНЕГОПАД»
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.
«ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
«ПУЗЫРЬКИ»
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«ФОКУС»
Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука Р-р-р. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.
«БАБОЧКА»
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»
«СВЕЧА»
Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.
«ФУТБОЛ»
И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик - это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
«КТО СПРЯТАЛСЯ?»
На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики в домашних условиях"
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить: у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и реже встречается дисграфия (нарушение письма).
Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности.
Гимнастика для рук состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке. Можно перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под Вашим наблюдением!): бусы, фасолины. Также нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. К этому может присоединиться игра с мозаикой и конструктором.
Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.
Вот несколько подходящих упражнений:
- Колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.
- Домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).
- Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.
- Собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно.
Ежедневное застегивание пуговиц, завязывание шнурков - нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно, таким образом, мелкая моторика будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений. Дополнительно помочь добиться успехов в этом можно с помощью веревочки, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику. В ход пойдут все подручные средства:
- Крупы: можно поручить сортировку и перебирание различных круп;
- Природные материалы: желуди, шишки, камушки, ракушки, палочки;
- Кухонная утварь;
- Различные ёмкости, пузырьки, коробочки;
- Молнии, шнурки, завязки, нитки, верёвочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры;
- Бусины и кольца, которые очень интересно нанизывать на тесьму;
- Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки;
- Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны, калькуляторы и т.п.)
Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
- Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;
- Лепить из теста печенье и украшения к пирогу;
- Открывать дверь ключом;
- Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться.
- Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;
- Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;
- Отлеплять и прилеплять наклейки;
- Перелистывать страницы книги;
- Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;
Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей.
- Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с ребенком, ведите диалог.
- Игры и занятия должны быть систематическими.
- Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Важно, чтобы ребенку нравился сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит удовольствие.
- Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально.
- Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
- Критика в этом деле не уместна - е забывайте хвалить ребенка даже за самый маленькие успехи!
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.
Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно держать карандаш?"
Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:
- научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
- научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);
- научить ребенка правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Почему это так важно?
Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
От того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит и его здоровье. Неправильный захват при письме может негативно сказаться на зрении ребенка, привести к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.
Признаки неправильного захвата карандаша:
- Большой палец во время письма находится ниже указательного;
- Пальцы находятся далеко от пишущей части;
- «Щепоточный»захват (три пальца расположены на одном уровне относительно пишущей части);
- Карандашлежит на указательном пальце;
- Слишком сильный нажим на бумагу;
- Верхний конец карандаша при письме направлен в сторону, а не к плечу;
- Ребенок поворачивает лист бумаги, а не карандаш.
Как с помощью игр научить правильно держать ручку при письме
Существует множество простых игр, обучающих держать канцелярские принадлежности правильно.
Разберем самые распространенные из них:
- «Кладем ручку спать». Сначала взрослый показывает игру сам. Средний пальчик – это кровать. Верхняя фаланга указательного пальца подушка. Ее кладут под верхнюю часть карандаша, которую затем укрывают одеялом, используя большой палец. Пусть ребенок попробует писать ручкой или карандашом простые фигуры. Если не получилось, переходите к другому упражнению.
- «Играем с салфеткой». Пригодится бумажная салфетка. Удерживаем салфетку между ладонью, мизинчиком и безымянным пальцем. Ребенок держит в пальчиках карандаш так, чтобы и он остался в ладони, и салфетка. Пока она находится между пальцами, ваш малыш будет точно удерживать предмет. Повторяйте упражнение чаще, чтобы ребенок запомнил положение руки.
- «Рисуем мелом». Мелки – простой и понятный инструмент, с помощью которого малыш учится рисовать. Чтобы сделать занятия полезными, просто поломайте один брусок на небольшие куски (длиною не более 3 сантиметров). Такие кусочки тяжелее удерживать всей ладонью и ребенок схватит его тремя пальцами. Позже это научит его держать ручку в нужном положении.
- «Дартс». Метание дротиков также можно обернуть в полезную игру. Когда ребенок берет дротик, его пальцы принимают то же положение, что и при рисовании. Поменяйте дротик на письменный предмет. Пусть ребенок постепенно опустит карандаш к игровому полю – бумаге.
- «Точка на пальце». Упражнение не игровое, но простое, поэтому, если перечисленные выше способы не обучили ребенка правильному письму, можете смело использовать этот. Просто нарисуйте на указательном пальце небольшую, но яркую точку. Скажите ребенку, что размещая в своей руке карандаш (ручку, нужно укладывать его именно на отмеченное место. Подобную пометку можно нарисовать и на ручке. Уточните, что палец не должен съезжать за пометку.
- Трюк с канцелярской скрепкой
Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».
- Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»
Как подготовить ребенка к выполнению письменных заданий
В школе дети каждый день сталкиваются с заданиями, требующими письменного решения. Чтобы быть к этому готовыми, необходимо начать подготовку руки к письму еще в дошкольном возрасте. Для этого прекрасно подойдут игры и упражнения на развития мелкой моторики. Вот несколько примеров:
- Нанизывания бус, шнуровки, развязывание узелков;
- Работа с ножницами;
- Лепка и аппликация;
- Игры с крупами;
- Пальчиковая гимнастика;
- Штриховки, обведение по контуру, раскрашивание и т. д.
Все упражнения преподносятся в игровой форме, поэтому дети с удовольствием их выполняют.
Помимо подготовки руки к письму и формирования правильного захвата, необходимо научить ребенка, как нужно сидеть за столом при письме.
Ноги должны стоять на полу;
Спина должна быть прямая;
Локти нужно держать на плоскости стола;
Между телом и столом должно быть небольшое расстояние (с кулачок);
Лист бумаги или тетрадку стоит класть под углом 30 градусов по отношению к телу.
В особых случаях воспользуйтесь устройством для поддержания осанки (проконсультируйтесь у педагога и врача).
Правильному положению позвоночника ребенка во время занятий за столом (чтение, письмо, рисование, сохранению правильной осанки способствует устройство для поддержания осанки «Правильная осанка-здоровая спина». Подходит для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Высота и угол наклона регулируются в соответствии с ростом ребенка.
Правильное положение ручки при письме:
При письме ручка должна поддерживаться тремя пальцами руки:
-левая сторона среднего пальца является «лежанкой» для ручки;
-указательный палец фиксирует ручку сверху, а большой - обеспечивает поддержку снизу;
-все три пальца должны быть слегка округлены и немного сжимать ручку;
-при письме согнутый мизинец является опорой для руки.
-обратный конец ручки должен быть сконцентрирован на правое плечо.